133-я Новосибирская стрелковая дивизия. |
НАЗАД | ПРИКАЗ 054 | СВИДЕТЕЛИ | КОМДИВ-133 | Дивизия-призрак |
Путаница с местонахождением 133 сд началась 11 октября 1941, когда по приказу Ставки, предназначавшаяся для Западного фронта дивизия, начала переброску со ст.Красницы, Брылево на ст.Дорохово, с задачей сосредоточиться в Верее.
Двенадцатого октября первые эшелоны (по батальону от каждого стрелкового полка, дивизион 511 гап и разведбат) отправились к месту назначения - станциям Дорохово, Тучково, Руза. Эта группа, возглавляемая военкомом бригадным комиссаром Г.Ф.Шабановым и командиром 521 сп пп-ком А.Г.Герасимовым, по прибытии вошла в состав 5А. Основные силы дивизии не смогли проследовать в назначенный район, так как противник перерезал ж.д. у г.Клин. Командир дивизии г-м В.И.Шевцов получил от командующего 22А приказ выгрузить части на ст. Лихославль и пешим порядком выйти в район сосредоточения в 3-4 км северо-восточнее Калинина. 12 октября дивизия приступила к выгрузке. Таким образом, с этого времени дивизия оказалась разделенной на части - ее главные силы действовали в составе 22А и 31А на калининском направлении, а сводный отряд под командованием подполковника Герасимова и военкома Шабанова - на можайском направлении. Из воспоминаний ветерана 133 сд И.Ф. Буевича в книге «Жизнь без прикрас» «..В большой спешке мы вышли к станции Кувшиново и погрузились в эшелон. Когда наш поезд со штабом дивизии вышел в Лихославле на Октябрьскую железную дорогу, оказалось, что к Москве проехать нельзя, так как Калинин накануне был взят немцами. Попытались проехать на север, чтобы через Бологое выехать на Савеловскую железную дорогу. Оказалось, что немцы уже в Бологое, и Октябрьская железная дорога перерезана. Эшелон заметался, оказавшись в западне. Надо сказать, что первые эшелоны нашей дивизии со стрелковым полком, усиленным артиллерией, успели проскочить к Москве…» (Источник: http://www.buevich.com/press/memoirs/51.html) |